Есть в Казани место, куда я люблю приходить, чтобы побыть в одиночестве. Скамеечка за памятником Мусе Джалилю, который я в шутку зову "памятником Автономности". В шутке есть доля правды - именно на Кремлевской, приближаясь к горделиво возвышающейся фигуре поэта, я смогла убедить себя в том, что для счастья человеку не нужен никто, кроме самого себя.
Теперь я часто вовзращаюсь туда, чтобы побыть наедине с городом, полюбоваться на Ивановский спуск и еще раз ощущить терпкий вкус одиночества.
Однажды, сидя на этой же скамейке и наблюдая за прохожими, я сделала для себя открытие - оставаясь на улице одни, люди судорожно хватаются за телефон. Они кому-то звонят, строчат смс на ходу и беспрерывно с кем-то чатятся. "Люди разучились быть одни", - пришло мне в голову тогда. - "Они крепче, чем раньше, опутаны проводами и социальными сетями, и одна мысль о свободе вызывает страх". Эта простая истина настолько меня впечатлила, что я даже задушила в себе порыв отправить ее кому-нибудь по смс
Теперь я иногда прихожу к памятнику в целях профилактики. Сажусь на скамейку, смотрю на закат, на булыжную мостовую... Достаю телефон, думаю о том, кому бы я больше всего хотела позвонить - и не звоню.
Регулярно, несколько раз в году, я возвращаюсь на любимую скамейку, чтобы не позвонить.
Это позволяет мне сохранять хотя бы минимум автономности - несколько раз в год вспомнить, что твое счастье не должно зависеть от других.